Главная » 2015 » Май » 5 » По Дороге жизни в 17 лет
21:59
По Дороге жизни в 17 лет

Когда наступила Великая Отечественная моему отцу было 16 лет. Он неплохо научился водить, так всю жизнь и работал водителем. И всю войну прошел водителем.

Все знают о блокаде Ленинграда. Мой отец, Архипкин Виктор Иванович, был в числе водителей, которые зимой перевозили людей и продовольствие по Дороге Жизни на Ладожском озере. Это был единственный путь, кроме малоэффективной авиации, для эвакуации людей и доставки провианта и военных грузов обратно в город в сентябре-октябре 1941 года. Пока было тепло ходили баржи. А с наступлением холодов вступили в действие ледовые переправы. Они и получили название Дороги жизни. Многие поначалу скептически отнеслись к этой идее, так как сомневались, что лед сможет вынести огромное количество грузов, которое собирались через него переправлять. И немцы в это не верили. В результате исследований был выбран наиболее подходящий для переправы маршрут Новая Ладога-Черноушево-Лемассарь-Кобона. 20 ноября 1941 года по Дороге жизни пошли первые гужевые повозки, а днем позже и знаменитые полуторки – ГАЗ-АА.

Зима 1941-1942 была очень суровой и снежной. Часто колонна нагруженных до отказа грузовиков преодолевала маршрут, а следующая за ними легкая машина проваливалась под лед. Причем проваливалась моментально. Это было явление резонанса, в то время мало изученного. Чтобы избежать несчастья всем водителям предписывалось следовать со строго определенной скоростью. Господь моего отца хранил. По 12 часов за рулем, совершая 5-7 рейсов в день, водители получали такой же скудный паек, как и блокадники. Но никто не жаловался. Они понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград.

Мой отец водил полуторку по Дороге жизни до 1943 года. Ледовая переправа в зиму 1942-1943 года была еще более опасная, чем годом ранее. Были частые оттепели, лед часто взламывался, это приводило к еще большему числу провалов. Дорога жизни действовала вплоть до 24 апреля 1943 года. То есть даже после снятия блокады. По статистике, наши водители эвакуировали более 640 тысяч человек, доставили в город 575 тысяч тонн различных грузов и переправили на  Ленинградский фронт около 300 тысяч солдат и офицеров. То есть создание Дороги жизни явилось одним из ключевых факторов, который, позволил обеспечить продовольствием жителей города и бойцов обороны Ленинграда, а это прямым образом повлияло на исход Ленинградской битвы.

Потом отец ушел на фронт. Демобилизовался в 1947 году. В конце войны ездил уже виллисе, возил офицеров. Отец воевал в Германии, а также участвовал в боях с Японией. Много всего испытал и повидал, хватило бы на несколько жизней. Нам, мальчишкам он рассказывал о разных опасных ситуациях, которые случались с ним во время войны.

Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями За оборону Ленинграда, За победу над Германией, За победу над Японией, За отвагу, многими юбилейными медалями.

Виктор Викторович Архипкин, смотритель Машкинского кладбища.

На фото вверху: Мой отец В. И. Архипкин;

На фото ниже: Дорога жизни. 

Просмотров: 504 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]