Главная » 2015 » Август » 16 » Господи! Хорошо нам здесь быть
15:42
Господи! Хорошо нам здесь быть

 

В Евангелии рассказывается, как Христос взял трех учеников своих на высокую гору и там, на вершине, они внезапно увидели Его преобразившимся. Лицо Учителя просияло, как солнце, а одежда стала такой белой, какой не может сделать ее человек. И, увидев это, ученики сказали: Господи! Хорошо нам здесь быть (Мф. 17:4). Это событие, Преображение Господне, вспоминает Православная Церковь в середине лета каждый год, и  празднуя воссиявшую на земле славу Господню, утверждает Божественный свет добра, радости и любви как основу, содержание и цель всей жизни, всего мироздания.

 

Нам все время стараются внушить представление о христианстве как о чем-то темном, а светом и просвещением призывают считать освобождение от веры во Христа. И это странно, потому что ни одна религия, ни одна культура, ни одна идеология не говорят о свете столько, сколько христианство, не утверждает божественный свет, так, как делает это Церковь. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин. 1:5) – эти слова читаем мы в первых строках Евангелия  от Иоанна. Все христианство – всегда о свете, всегда о просветлении, озарении. Антирелигиозная пропаганда, которая наводнила мир миллионами брошюр, вдохновленных самым что ни на есть «научным» подходом – а научность предполагает объективность и непредвзятость, просто умалчивает о свете как основной, центральной теме христианства. Она поступает как тот, кто показывая сырые подвалы лучшего в мире дворца, умалчивает о наполненных светом залах. Да, конечно, у христианства, как и у всего на земле, есть свои «подвалы», есть своя темная сторона, на нем наросло множество темных суеверий, его часто употребляли для вполне земных и даже злых  целей. Но судить-то о нем нужно не по тому, как его извращали, а по тому, что составляет его сущность, по основному его вдохновению и устремлению. А тут возможно только одно слово, и слово это – свет. Я свет, пришедший в мир, чтобы зрячие стали слепыми, а слепые прозрели (ср.: Ин. 9:39, 12:46), Идите к свету, пока с вами свет (ср.: Ин. 12:35-36), - говорит Христос.

 

Но, согласно Его же словам, люди более возлюбили тьму (Ин. 3:19). И в это страшное отвержение света, в это предпочтение свету тьмы нужно вдуматься, если только сами  мы не хотим быть поглощенными этой тьмой. Предпочтение тьмы выражается в том, что Бога гонят, хотят убрать Его из мира и жизни. Об этом надо сказать очень ясно и определенно, и этому нужно снова и снова поражаться. В самом деле, почему люди, все время провозглашающие, что они хотят человечеству добра и счастья, задались целью искоренить религию и так страстно ее ненавидят? Нужно понять, что это главный, центральный вопрос нашего времени, от которого, в сущности, зависит все остальное.

 

Откуда эта ненависть? Ведь те же люди утверждают, что никакого Бога нет, что это окончательно доказано наукой и не может вызвать ни малейших сомнений. Но если так, то стоит ли копья ломать? Ведь никто еще не считал злом, заслуживающим борьбы и обличения, игру детей в песчаные замки на морском берегу. Вырастут – перестанут играть! Если Бога нет и вся религия – плод невежества и недоразвитости, то она и исчезнет рано или поздно, как исчезают песчаные замки, когда повзрослеют их строители. Но возьмите любую антирелигиозную книгу, прочтите любую в ней страницу, и вы увидите там совсем другое.  Это не просвещение, не наука, не забота о росте, а темная, безысходная ненависть. «Нет Бога, не было Христа, святые притворялись, священники обманывали, верующие совершали преступления!» Какое-то почти садистское желание все испачкать, унизить, разрушить и истребить. Почему? Да потому, конечно, что в том «счастье» и в том «добре», которое хотят насадить эти люде, нет света свободы, нет ничего возвышающего душу, нет ни единого луча, ни просвета, ни проблеска сверху, но все «снизу», все сплошь земное, материальное и бесконечно скучное. И знают они, эти люди, что никогда не назовет человек счастьем и добром эту скуку и эту тьму, пока будет он хотя бы подсознательно помнить о совсем ином свете, который некогда увидел, ощутил, запечатлел в сердце.

 

Господи! Хорошо нам здесь быть (Мф. 17:4), - воскликнул ученик, увидев Христа в осиянии небесной славы. Вот восклицание действительно счастливого человека, вот полнота счастья и радости, которой не найти в громоздких томах о счастье «научно обоснованном» и каким-то образом произрастающем из «освобождения трудящихся» и уничтожения в исправительных  лагерях всех инакомыслящих. И пока это восклицание звучит в мире, пока есть люди, день за днем с радостью и благодарностью поднимающие глаза к небу со словами «Слава Тебе, показавшему нам свет!», пока совершается на земле исполненный солнца и радости праздник Преображения и воспевают в храмах: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущий…», пока хотя бы горстка верующих помнит, что созданы они для света, - пока все это так, идеологи безбожного счастья понимают, что цели своей не добьются. И со скрежетом зубовным ополчаются на этот свет, желая затмить или хотя бы скрыть его. И лгут, лгут, лгут, ибо свет этот светит, и миллионы людей видят его и верят в него.

 

Опять Преображение, опять зовет нас Христос подняться с Ним на высокую гору и, значит, осознать, что жизнь есть восхождение и подвиг. Вглядитесь в эти храмы, наполнившие собой землю, или еще проще – в лицо погруженного во молитву человека, и вы скажете, как веками говорит Церковь: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Протопресвитер Александр Шмеман "Я верю". Что это значит? О главном в христианстве. Беседы на радио "Свобода".

 

Просмотров: 548 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1