Главная » 2014 » Июнь » 23 » Илиотропион
12:10
Илиотропион

 23 июня - день памяти святителя Иоанна Тобольского. 

"Как все добродетели и благодеяния Христовы яснейшим и величественнейшим образом раскрылись наипаче в страданиях Его, то же должно сказать и о последней смиренно-усердной молитве Его. Иисус Христос, по совершении в иерусалимской горнице с учениками Своими заключительной Вечери и по установлении величайшего Таинства преподания Своим ученикам в снедь Пречистого Своего Тела и Честной Своей Крови под видом хлеба и вина для теснейшего с Ним единения и получения блаженной жизни вечной, а также для всегдашнего памятования о Нем в настоящей жизни, пошел с учениками по обыкновению на гору Елеонскую. И, придя на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Сам отошел от них, как бы на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию (всю полноту страданий и искупительной смерти) мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И Он, находясь в борении (подвиге), прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Нет лучшей, нет поистине кратчайшей, нет совершеннейшей, Богу благоприятнейшей и человеку полезнейшей молитвы, кроме этой единственной: «Не моя воля, но Твоя да будет; не как я хочу, но – как Ты. Буди воля Господня, если бы и вселенная разрушилась».

Некоторые из числа трехсот шестидесяти семи святых отцов Седьмого Вселенского Собора имели обычай три раза повторять молитву: «О вселюбезный Иисусе, да будет воля Твоя!»

Кассиан предлагает вопрос: что значит прошение в молитве Господней «да будет воля Твоя, яко на небеси  и на земли»? и решет вопрос так: прошение это означает не иное что, как то, чтобы люди был и подобны Ангелам; и как воля Божия ими исполняется беспрекословно на небе, таким же образом и на земле живущие да исполняют не свою личную волю, но Божию. Это прошение молитвы Господней никто не может произносить от чистого, искреннего сердца пред Богом, кроме того только, кто сердцем верует и устами исповедует, что Бог Единый устрояет все в мире бывающее  - как доставляющее нам благополучие, так и поражающее нас многоразличными бедами, и что Он промышляет о спасении и благе каждого из нас заботливее, старательнее и больше, чем каждый из нас о себе самом. Ибо Он лучше знает о том, что для того или другого полезнее и спасительнее для его души. А потом находится у дверей небесных, по словам Кассиана, или имеет, по выражению Спасителя, внутрь себя Царствие Божие тот, кто всецело отрекся от своей воли, если она противоречит воле Божией, и чрез это согласует свою личную волю с Божественною в своих поступках.

Действительно, на небе бесчисленные тысячи тысяч блаженных имеют одну и ту же волю, то есть согласную с Божественною волею. Потому авва Арсений на заданный ему аввой Марком вопрос:

- Почему ты, отче, не посещаешь нас? – отвечал благоразумно:

- Я имею лучшее и приятнейшее общение с горними жителями, которые все желают одного и того же, у коих одна и та же воля. Напротив, среди людей, сколько их соберется вместе, столько же и различных пожеланий.

Тот, кто в счастье и в несчастье предает себя воле Божией, отлично понимает смысл изречения пророка и царя Давида: как хорошо и как прекрасно жить братьям всем вместе (Пс. 132, 1 Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе). Кто же эти братья? Это Христос и человек-праведник, ибо Сам Царь Небесный не стыдится причислять Себя к числу этих братий".

Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной волей. - М.: Отчий дом, 2013. 

 

Просмотров: 749 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1