Главная » 2015 » Сентябрь » 29 » Призыв к невозможному
11:46
Призыв к невозможному

Крест, центральный символ христианства, кажется врагам религии чем-то не просто непонятным и чуждым, но едва ли не извращенным. Религия рабского терпения, потустороннего воздаяния и непротивления злу, - вот вечно повторяемые обвинения в адрес христианства.  Призыв Христа каждому взять свой крест и следовать за Ним объявляется проповедью пассивности, отказом от борьбы, творческого участия в жизни и т. п. но такое толкование, если даже оно  и принималось порой самими христианами, есть толкование ложное, и вскрыть эту ложь особенно уместно в дни, когда Церковь, вспоминая Крест Господень, снова вдумывается  в его смысл.

Что такое «взять свой крест»? Если вглядеться в образ Христа, принявшего крест, то мы увидим прямую противоположность всем утверждениям антирелигиозной пропаганды. Если бы Христос учил непротивлению, пассивности и полному переключению на «потустороннее», Он не был бы пригвожден к кресту. Его убили за обличение зла и  греха, а более всего за то, что Сам Он явил образ такого совершенства, такой высокой и подлинно Божественной жизни, что большинство окружавших Его людей не смогло это вместить и потому отвергло. Предавшие Его на распятие должны были рассуждать так: «Если истинная жизнь – то, чему учит Он, если истинная ее цель – то, к чему призывает Он, тогда все, чем живем, чем дорожим мы – призрак и мишура. Итак, нужно отделаться от Него отыскать в Нем какую-нибудь вину, а потом унизить, оплевать, осудить и убить!» Иными словами, Крест Христов оказывается страшной и невыносимой правдой о нас самих, и Его призыв взять свой крест есть призыв принять ее как последнюю правду о  мире и человеке, а приняв – жить по ней.

Какова же это правда? Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48) – вот учение Христа, и это учение о неслыханном, «невозможном» совершенстве есть тот самый крест, что предлагает нам Он. Это бесконечно далеко от дешево-упрощенного толкования религии как успокоительного средства, позволяющего благодушно сносить зло и страдания в предвкушении райских блаженств. А ведь именно такое понимание, такой образ религии преподносится нам в учебниках по «научному атеизму». Но такая религия, повторяю, не имеет ничего общего с религией Христа. Крест – это символ беспощадной правды, вошедшей в мир, чтобы обличить зло как зло. Христос не потому только принимает страдания и крест, чтобы научить нас терпению, но потому, что на этом крестном пути торжествует Он Сам, Его правда. Вот Он тоскует в саду и просит учеников бодрствовать с Ним, но те спят, и на все времена осужден этот сон, эта страшная косность наша на дела сострадания, помощи и участия. Вот Он на суде у первосвященника, и мы узнаем, снова раз и навсегда, как ужасна ложь лжесвидетельства, осуждения, невинного. Вот несет Он Свой крест, вот страдает на нем, но разве не тут впервые звучит это потрясающее свидетельство: Воистину Он был Сын Божий! (Мф. 27:54). Смотрите, как торжествует Христос в Своем страдании: в нищем, всеми оставленном и умирающем Человеке другой человек узнает Сына Божия, и изменяется навсегда человеческая история.

Так вот, крест – это призыв к человеку до конца стать собой, сполна осуществив в себе то высокое и божественное, что заложено в нем и что он так часто предает из-за своей внутренней расколотости и сердечной глухоты. Принять крест – значит внутренне согласиться на жизнь как трудное восхождение и постоянную борьбу, ибо «узок путь, ведущий в Царство и немногие идут им» (Мф. 7:14). Крест – это предельное обострение совести, это бескомпромиссное стояние за правду, это отвержение всякой лжи и в конце концов жертва. Крест всегда тяжел, всегда невыносим, всегда страшен. Но вот Церковь поет: «…Приидите Крестом радость всему миру», «… Крест – красота вселенной». И это так потому, что всякий, кто берет этот крест, как бы ни был он тяжел, обретает радость, которую отныне не променяет на целый мир.

Прежде чем выйти навстречу предательству и смерти, Христос сказал: Ныне прославился Сын Человеческий (Ин. 13:31), и вот через весь мрак Страстной недели нарастает свет Пасхи, свет победы жизни над смертью, любви над ненавистью, добра над злом. Христианство есть религия Креста, потому что оно верит в конечную победу того, ради чего принял крест Сам Христос. Не пассивность и безразличие, не рабская покорность, но верность до смерти, борьба и узкий путь, ведущий в радость – вот правда о Кресте.

Протопресвитер Александр Шмеман "Я верю. Что это значит?" О главном в христианстве. Беседы на радио "Свобода". 

Просмотров: 553 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1