Главная » 2016 » Декабрь » 1 » Смех не присущ христианам
12:37
Смех не присущ христианам

   Как злые портят словеса обычаи благие

   (То говорит в науку нам апостол, дивный Павел),

   Так христиан по всей земле обычаи презлые…

Господь за Свою жизнь ни разу не смеялся, но плакал четырежды.

Стыдитесь, братья, ради примера, оставленного нам Господом нашим Иисусом Христом. Ведь о  Нем  за весь период Его земной жизни нигде не сказано в святых Евангелиях о том, что Он смеялся. Как пишет святой Василий Великий, «и Господь понес необходимые страсти телесные, и все, что свидетельствует о добродетели, носит, каковы утруждение и милость к скорбящим, смеха же никогда не показавший, как видим это из евангельских повествований» (Правила, пространно изложенные, 17). Напротив, в Евангелиях в четырех местах указывается, что Он Сам действительно четырежды проливал слезы. Первый раз – когда воскресил четверодневного Лазаря, как пишет евангелист Иоанн. Второй – когда, сидя на осляти и приближаясь к Иерусалиму, увидев вдали город, заплакал о нем, как сообщает святой евангелист Лука: и когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем … (Лк. 19, 41). Третий раз  - когда, приближаясь ко времени страданий, возмутился духом и сказал: Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего!.. (Ин. 12, 27), как свидетельствует о том святой апостол Павел: Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со  слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение (Евр. 5, 7). Четвертый раз – когда Он явно засвидетельствовал и сказал, что Его предаст один из учеников Его. Как пишет святой евангелист Иоанн, сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин 13, 21). Ибо это возмущение, по слову святого Иоанна Златоуста, означает плач Господа, сожалевшего о гибели Иуды (беседа 15 на Послание к Евреям). И Его жалость выразилась не только в слезах, но и в словах и учении. Плачущих и рыдающих в этой жизни Он называет блаженными и счастливыми: Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6, 21), а смеющихся, напротив, называет несчастными и оплакивает их: Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25).

Смех не присущ христианам.

Слышите ли вы это, острословы? Слышите ли, смеющиеся? Христос был безгрешен  и плакал. А вы, несчастные, будучи грешниками, хохочете? Христос пролил слезы не о Своих грехах, но о грехах всех людей. А вы даже по собственным грехам не плачете, а смеетесь? Христос – ваш Учитель, христиане, а вы Его ученики. Он пример, образец и путеводитель в вашей жизни и спасении, и вы, христиане, должны идти по Его следам. Как говорит первоверховный Петр, Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Итак, если ваш Учитель Христос шутил, шутите и вы, ученики Его. Если пример для вашей жизни – Христос – смеялся, в подражание Ему и вы смейтесь. Если же Христос никогда в Своей жизни не шутил и не смеялся, то как же вам, безрассудным, не стыдно хохотать и шутить? «Христос распят, - говорит тебе Златоуст, - за твои грехи, а ты смеешься? Он претерпел бичевания и столько выстрадал ради твоей пользы, а ты наслаждаешься? Как же ты не разгневаешь Его еще больше?» (Беседа 17 на Послание к Ефесянам). Шутки и смех присущи не христианам, ученикам и последователям Христа, о нет! Но евреям, еллинам, туркам и прочим язычникам. Шутки и смех не присущи чужакам и странникам на этой земле, людям не от мира сего, их отчизна и родной город не здесь, как у христиан. Этот мир принадлежит людям земным, светским, у которых нет ни надежды на спасение, ни наследия на небесах. Как говорит Иоанн Златоуст, «смех есть дело мира сего». Скажу кратко, смех, острословие и шутки не принадлежат христианам, шагающим узким и скорбным путем, ведущим к жизни. Они свойственны язычникам, идущим широкой и просторной дорогой прямо к гибели.

Итак, христиане, одно из двух. Или вы оставляете шутки, острословие и смех, если действительно хотите быть христианами, подражателями и учениками Христа. Или, если не желаете оставить все это баловство, то никакие вы не христиане и не ученики Христа, но одна ложь и фальшь. 1

1 Примечание Никодима Святогорца: «Я знаю, что в схолиях языческого философа Аристотеля и его позднейших продолжателей содержится учение об остроумии, которое превозносится как некая добродетель, лежащая посреди двух крайностей – невежества, как недостатка, и кощунства, как преувеличения. Но в толкованиях святых отцов на Евангелие остроумие осуждается как некое зло. А имеющие с ним дело порицаются и подвергаются наказанию, как показано всем данным сочинением. Поэтому мы, христиане, ученики не язычника Аристотеля и новейших моралистов, но Иисуса Христа и святых отцов, должны отвращаться от остроумия как зла, противного жизни христианина. А если мы по увлечению преклонимся к нему, то сразу же покаемся и упрекнем себя, как преступивших учение Господа и святых отцов, и в дальнейшем станем остерегаться.

Из книги Преподобного Никодима Святогорца "Благонравие христиан или о том, как подобает и как не подобает поступать христианам. На русском языке книга издана впервые. 

 

 

Просмотров: 468 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1