Главная » 2014 » Март » 18 » Светлейшая из Зорь
21:29
Светлейшая из Зорь

В православном мире есть чудотворные иконы Божией Матери, которые почитаются и католиками, и протестантами, и лютеранами. Образ Казанской иконы можно встретить во многих европейских домах и храмах, особо почитаются Виленско-Остробрамская, Белыничская, Ченстоховская. В православном мире считается, что у двух икон Божией Матери: Владимирской и Ченстоховской, написанных как «Одигитрии», особая миссия в восстановлении Православного Царства на Руси.

19 марта – день почитания иконы Божией Матери «Ченстоховская». В акафисте она названа "Непобедимой Победой». Свои надежды и чаяния обращают к ней молящиеся: «Предстательством Твоим спаси и помилуй страну русскую».

Древняя святыня стала символом победы русского оружия и одновременно щитом и покровительницей Польши. (26 августа – день почитания иконы у католиков).

  Икона, называемая также «Черная Мадонна» – из-за темного лика Богоматери, принадлежит к числу самых почитаемых святынь Польши и многих европейских стран. В стране ее нынешнего пребывания она давно величается «Королевой Польши», а еще именуется «Ясногурской».

Каждые четверть часа 36 ченстоховских колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Царице Небесной, образ которой хранится в так называемом святилище Богородицы.

        Ченстоховская икона Божьей Матери  относится к иконам Пресвятой Богородицы (тип Одигитрия). Многие искусствоведы сходятся во мнении, что нынешняя  чудотворная икона, все-таки создана в Византии в IX–XI веках. По церковному преданию он является творением евангелиста Луки.
         Подкрепленная отрывочными  документами, история иконы, прослеживается лишь с конца XIII века, когда этот  образ попал в руки, галицко-волынскому князю Льву I Даниловичу (ок. 1228 – ок. 1301), основателю города Львова.

При завоевании Западной Украины поляками икона досталась князю Владиславу Опольскому. Однажды, во время осады татарами замка Бельз, князь Владислав выставил икону Божией Матери на городскую стену, и одна из татарских стрел попала в неё. Тотчас из ранки стала истекать кровь, а на татар напала непонятная мгла, от которой они стали гибнуть в великом множестве. Это вынудило татар снять осаду и уйти из владений князя. Через некоторое время князь Владислав передал икону католическим монахам Паулинского ордена в построенный им монастырь на Ясной горе рядом с селением Ченстохово. С тех пор этот образ стал называться Ченстоховским.

Через несколько лет монастырь подвергся нападению гуситов, которые, разграбив монастырь, решили захватить с собой и чудотворную икону. Предание гласит, что гуситы так и не смогли увезти икону, сдерживаемую неведомой силой. Рассвирепев, они стали рубить её мечом (на правой щеке Богородицы остались два рубца). За многовековую историю пребывания Ченстоховского образа в Польше по молитвам перед ней страна не раз спасалась от завоевателей.

В книге Бориса Полевого "До Берлина - 896 километров" есть две главы - "Матка Боска Ченстоховска" и "Немного мистики". Советский журналист и писатель-прозаик, автор знакомой со школы "Повести о настоящем человеке" будучи во время войны корреспондентом, побывал в Ченстохове, только что освобожденном советскими войсками. То, что он там увидел, отражено в его воспоминаниях.

  

  "… разведчики сообщили, что эсэсовцы заминировали монастырскую церковь, заложив под нее огромный заряд взрывчатки с дистанционным взрывателем. Расчет такой. Когда город будет занят Красной Армией, взрыв разворотит церковь и погребет икону. Вина падет на наши части, и против них обратится проклятье всего многочисленного католического мира».

36 авиационных бомб были обезврежены советскими солдатами и извлечены из-под алтаря. В воспоминаниях есть интересный эпизод о том, как перед двумя военными журналистами, отнюдь не религиозными, образ Богоматери предстал совсем не таким, как на иконе.

«Я было начал дремать, но что это? Раскрыл глаза. Икона, во всяком случае лик и рука богородицы будто бы покрылись туманом, растаяли, а потом из тумана стало прорисовываться другое лицо: округлое, совсем юное.

  Оно проступало не сразу, а как бы отдельными частями - сначала губы, брови, потом нос, глаза, прядь волос, выглядывавшая из-под оклада. И вот уже совсем иной образ смотрел на нас из искрящейся бриллиантами ризы, Оклад, риза, ребенок - все это осталось, как было раньше, а вот сама богородица неузнаваемо изменилась. Она не была похожа ни на одну из известных богородиц или мадонн, не напоминала ни одну из картин итальянского Возрождения, и если что-то и роднило ее с теми образами, то это черты человеческой чистоты. Это была смуглая девушка, ярко выраженного восточного типа, девушка лет пятнадцати-шестнадцати. Здоровье, физическое и духовное, как бы проступало сквозь смуглоту кожи…».

На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Эти вещи покрывают все стены помещения. Здесь и украшения, снятые с себя верующими, и деньги, и даже костыли, ставшие кому-то ненужными. В память об исцелении от недугов верующие приносят и прикрепляют на стену часовни кулоны в форме ноги, руки, сердца и т.д.

За многие годы появились изводы Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы, значительно отличающиеся друг от друга. В России копия польского варианта Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесён поляками российским казакам в 1813 году при захвате русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

В некоторых местах сохранились древние иконы Ченстоховского образа византийского письма. Одна из них находится в Свято-Троицком Браиловском женском монастыре, в местечке Браилов Винницкой епархии, на Украине. Предание гласит, что икона была пожертвована брацлавским подсудком (заседателем земского суда) Михаилом Кропивницким в основанный им в городе Виннице Благовещенский монастырь. После переведения в 1845 году монастыря в местечко Браилов икона стала именоваться Браиловской Ченстоховской.

Существует совершенно отличный извод Ченстоховской иконы, который впоследствии стал считаться изводом другой иконы под названием "Умягчение злых сердец".

Русский поэт, беллетрист, военный писатель Евгений Вадимов (Лисовский Юрий Ипполитович. 1879 – 1944), эмигрировавший после революции, посвятил этой древней иконе прекрасные стихи.

 

Песнь Ченстоховской Богоматери.

(Вольное переложение с польского)

 

Светлейшая из Зорь, не знающая тени,

Владычица Небес и суетной земли,

Вся – свет и вся – любовь! Покорные колена

Склоняют пред тобой Цари и Короли!...

Над бездною миров, на лучезарном троне,

С Тобой – Всесильный Сын и Бог Отец –

сидят.

Над ликом девственным в святой Твоей Короне –

Из звёзд двенадцати сверкает дивный ряд…

С великой верою, в грехах, в слезах, в страданьи,

Идет к Тебе с мольбой несчастный,

скорбный люд…

Услышь, Владычица! Услышь его стенанье –

Смири Господень гнев… Дай людям мир и труд…

И раньше знали мы несчастия и беды,

И грозных, жарких войн кровавые года,

Но Ты внимала нам – и отступали шведы,

Оставила наш край турецкая орда…

Светлейшая из Зорь! Склонив свои колена,

Мы снова молимся – услышь своих детей,

Избавь наш милый край от горя, зла и плена –

И всех непрошеных хозяев и гостей…

Услышь нас, Кроткая, - и Материнским словом

Прости нам наше зло, и Божий Гнев откинь –

Укрой Своих детей под царственным покровом,

Светлейшая из Зорь и Мать Любви… Аминь.

(17 ноября 1927г.)

Пресвятая Богородице, спаси нас!


Полевой Б. Н. Собрание сочинений в 9 томах – Т.8. Эти четыре года. Книга 3. До Берлина 896 километров. -1986.

Молитвы русских поэтов.XX  XXI веков. Антология. – М.: Вече, 2013.

 

Просмотров: 929 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/3