Главная » 2015 » Апрель » 18 » Верхний этаж знания
14:28
Верхний этаж знания

 Если не увижу … не поверю (Ин. 20:25) – так сказал Фома, один и двенадцати учеников Христа, в ответ на радостное известие остальных, видевших своего Учителя воскресшим. И через восемь дней, по рассказу Евангелия, когда все ученики снова были вместе, явился Христос и сказал Фоме: «Тронь, осяжи Меня, убедись!» И Фома воскликнул: Господь мой и Бог мой! Христос же ответил Ему: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).

По существу, миллионы людей думают и говорят так, как говорил Фома, полагая, что такой подход единственно правильный, единственно достойный мыслящего человека. Если не увижу – не поверю – не называется ли это на нашем современном языке «научным подходом»? Но вот Христос утверждает: Блаженны невидевшие и уверовавшие. Значит, есть, значит, был другой подход, другая вера, другая возможность. «Да, - говорят на это в ответ, - но это подход наивный нерациональный, одним словом – ненаучный. Это для отсталых, я же человек современный, и  если не увижу – не поверю».

Мы живем в мире великих упрощений, и потому – великого обеднения. «Научно», «ненаучно» –люди повторяют эти слова как общепонятные, не задумываясь, не рассуждая. По существу, сами-то они именно верят в эти определения, и верят слепо, а потому всякий другой подход кажется им несерьезным, недостойным внимания.

Но так ли это? Я сказал, что мы живем в мире великого обеднения. Действительно, если в итоге бесконечно долгого развития человек дошел до утверждения «Не поверю, если не увижу», если оно представляется ему верхом мудрости и величайшим завоеванием разума, то наш мир – бедный, плоский, и главное безмерно скучный. Если я знаю только то, что вижу и осязаю, то, что можно измерить и взвесить, как же мало тогда я знаю! Прежде всего в этом случае отпадает весь мир человеческого духа, тех умозрений, того глубинного знания, которое вытекает не из «я вижу» или «я осязаю», а из «я думаю» и, главное, «я созерцаю». Отпадает все то, что веками было укоренено не во внешнем, эмпирическом опыте, а в той удивительной и, пожалуй, действительно необъяснимой способности человека, которая отличает его от всех других созданий Божиих.

Осязать, измерять, сопоставлять, а теперь даже предвидеть и предсказывать может, как мы знаем, не только человек, но и робот, машина, компьютер. Больше того,  робот – мы и это знаем – будет измерять, сопоставлять и предсказывать лучше, точнее, надежнее человека.  Но никакой робот, ни при каких условиях не сможет увидеть то, что недоступно никакому измерению, никакому лабораторному анализу. Никакой робот не услышит тех неуловимых звуков, из которых рождаются музыка и поэзия, не заплачет от радости и умиления. Но без всего этого разве не становится наш мир абсолютно бесцветным и невероятно тоскливым?

О да, самолеты и космические корабли полетят еще дальше или еще быстрее, но куда и зачем? О да, лаборатории произведут еще более точные и надежные расчеты, но для чего? Мне отвечают: для блага человечества. Понимаю и в свою очередь отвечаю: в мире будет гулять здоровый, сытый, самодовольный человек, но он будет совсем слепым, совсем глухим  и – о ужас! – не будет даже сознавать своей глухоты и слепоты.

Говорят: «Воскресение Христово – выдумка, потому что мертвые не воскресают». Да, если нет Бога! Но если Он есть, то смерть должна быть побеждена, ибо Бог не может быть Богом распада и смерти. Тогда говорят: «Но Бога нет, потому что никто Его не видел». Но что же значит тогда опыт миллионов людей, радостно утверждающих, что они Его видели – о, не физическим, или чувственным, зрением, а внутренним, глубинным и несомненным видением! Две тысячи лет прошло, но все равно в ответ на радостное, словно с неба падающее утверждение: «Христос воскресе!» несется все то же ликующее: «Воистину воскресе!»

Неужели не видите? Неужели на последней глубине существа своего, по ту сторону всякого осязания, измерения и анализа, не различаете неумирающий лучезарный свет? Неужели не слышите вечно звучащий голос: «Я путь и воскресение»? Неужели не разумеете Христов ответ Фоме, живущему в каждом из на: Блаженны не видевшие и уверовавшие?

Неделя о Фоме. Протоиерей Александр Шмеман. "Я верю". Что это значит? О главном в христианстве. 

 

 

Просмотров: 560 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1