Главная » Статьи » Литургия смерти

Служба в церкви. Евангелие. Молитвы за усопших. Гимнография

«Аллилуия! Аллилуия! Аллилуия!» со стихом, заканчивающим прокимен: «Блажен егоже избрал, и приял еси Господи!», и после этого – чтение Евангелие, которое, по крайней мере теоретически, заканчивает церковную часть погребения. О прощании с усопшим и процессии к могиле я буду говорить в контексте второго, гимнографического слоя православного погребения, переносящего нас в другое измерение «литургии смерти», туда, где мы молимся за усопших. Однако в церкви, во время этой остановки в середине погребения, перед тем, как нести гроб на кладбище, последние слова, которые мы слышим, - это слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Это тот «слой» погребения, который я называю «слоем Великой Субботы». …

Мы обратимся к другому аспекту православной «литургии смерти», а именно к поминовению усопших, молитве за них, что, как мы знаем, занимает важное место в нашей литургической традиции и в литургической жизни Церкви. … С одной стороны, «поминовение усопших» - молитва за усопших – безусловно, является неотъемлемой частью церковной традиции, но с другой – именно здесь … смысл традиции чрезвычайно легко искажается и извращается, и любая попытка очистить истинную традицию от извращений легко может привести к громкому скандалу. Таким образом, здесь, в этой области, мы сталкиваемся с двумя могущественными силами – древней, но никогда не умирающей «религией мертвых» и «культурой», которая (независимо от формирующего ее мировоззрения) всегда чувствует для себя опасность в том, что я ранее назвал «христианской революцией». … Второй «слой» погребения состоит почти полностью из гимнографии. … В этой погребальной гимнографии мы находим направление, по которому постепенно пошло развитие поминовения усопших. Одно замечание о гимнографии. Я должен сразу же упомянуть о том факте, который, хотя и охватывает более широкую область, чем погребальное богослужение, очень сильно на нее повлиял. Этот факт прекрасно известен всем историкам византийского богослужения и византийской литургической музыки, а именно – постепенное распространение литургической гимнографии за счет негимнографических – особенно ветхозаветных – элементов. Так, мы все знаем, что определенные группы стихир, например, на «Господи воззвах…» или на «Хвалитех», которые вначале служили просто рефреном к стихам псалмов, умудрились вытеснить сами эти псалмы. Вчера мы слышали в конце канона две стихиры, которые, совершенно очевидно, были или должны были быть стихирами хвалитными, потому что эти псалмы были очень важной частью утрени. Сегодня же стихиры сохранились, а псалмы пропали – и такое мы видим повсеместно. Кто сегодня, например, кроме специалистов, помнит, что оригинальный канон из девяти песен состоял из библейских песен? Моисей и сотворенное им на Красном море чудо упоминаются в каждом первом ирмосе каждого канона, потому что когда-то пелась вся библейская песнь, а теперь она осталась только в великопостной службе, да и то в укороченном виде. 

Категория: Литургия смерти | Добавил: admin (22.10.2015)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]