Главная » Статьи » Наши паломничества

Путешествие к Александру Свирскому


Успенским постом, в самый праздник Преображения Господня, два десятка поломников из прихода храма Святого мученика Уара во главе с настоятелем отцом Леонтием, помолясь, двинулись на север, к святыням Новгородской и Олонецкой губерний. Чередой из шести машин, преодолевая вечные пробки Ленинградского шоссе, ехали поломники к месту первой стоянки, у стен Иверской обители на берегу озера Валдай. Видавшая виды, старенькая «праворукая» «Тойота», в которой и прибывал автор этих строк, шла замыкающей, все это располагало к небыстрой, созерцательной езде. Поэтому к Валдаю мы подъехали последними, уже к вечеру.

Погода благоприятствовала. Расположившись биваком у самой воды, грех было не искупаться. На безоблачном небе взошла луна, и отплыв от берега десяток саженей, можно было любоваться видом на Иверский монастырь в мягком молочном сиянии. По воде к обители вела лунная дорожка. Но отправились в монастырь мы все же наутро, традиционным способом.

Поклонясь списку чудотворной Иверской иконы Божьей матери, поломники двинулись дальше, по воспетой музыкантом Кинчевым трассе Е-95: «Сколько троп и дорог для меня заплелись в одну. Я иду по своей земле к небу, которым живу.»

Чудны дела твои Господи! Недавно настоятель церкви иконы Казанской Божьей матери, отец Сергий отпел Кришну... И такое возможно... в Чудово! Батюшка рассказал нам за трапезой, что около 20 процентов населения этого районного центра на сегодняшний день составляют цыгане. Это они дают своим детям такие экзотические имена. Многих трудов стоит отцу настоятелю объяснить счастливым многодетным родителям, что весьма затруднительно крестить ребенка нареченного Мушкетером, Капитаном или Лейтенантом. Что поделаешь, нравятся цыганам звучные имена. Здорово же назвать девочку Аленаапина! Ну, или попроще - Клумба.

Цыгане пришли с запада. Две семьи переселенцев из пострадавшей зоны в Белоруссии осели здесь после Чернобыльской трагедии, а дальше произошла цепная реакция... Цыганское племя живет в выстроенных ими на самозахваченных участках земли домах, больше напоминающих бараки. Они весьма непритязательны в быту, едят на полу, там же и спят вповалку. Мужчины заняты на строительстве или занимаются куплей-продажей, а цыганки промышляют гаданием и облапошиванием приезжих на вокзале и в электричках. Благо, что город Чудово - узловая станция Октябрьской железной дороги. Но и среди цыган есть праведники. Не так давно рукоположен в дьяконы отец Василий. Долгие пятнадцать лет боролся он, мягко говоря, с непониманием цыганской общины его стремления служить Христу. По решению табора он был даже подвергнут высылке в Сибирь, так сказать, для исправления и вразумления. Мыслимое ли дело цыгану отвергнуть традиционные ремесла! Ведь некоторая часть цыган считает занятие криминальным делом для себя достойным и даже богоугодным. Существует даже цыганская легенда, согласно которой, когда Иисуса Христа распинали на Голгофе, неподалеку от него случайно оказался цыган. Он стащил гвоздь, и поэтому исполнителям приговора Синедриона ноги Спасителя пришлось прибивать одним гвоздем. За это якобы растроганный Спаситель отменил для его потомков заповедь "не укради". Но все это байки. Правда в том, что отец Василий служит теперь в Новгородской епархии и помогает отцу настоятелю церкви иконы Казанской Божьей матери в его поистине подвижнических трудах. За время своего пастырского служения отцу Сергию удалось собрать по крупицам в архивах и у старожилов богатый материал о репрессированных в годы советского лихолетья священниках и мирянах Чудовского района. На территории храма создан монумент новомученникам российским. Там помолились мы за невинно убиенных, и благословил нас батюшка на дальнейший путь.

А путь наш лежал в Тихвинский Богородице-Успенский монастырь. К возвращенной из Америки в 2004 году чудотворной Тихвинской иконе Божьей матери, нашей Путеводительнице. Древность этой иконы всегда подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.

Иеродьякон Савва из монастырской братии поведал нам, что раньше, в средние века, арочные своды Успенского собора, где хранится икона, были устроены так, что паломники могли видеть Одигитрию даже не заходя в храм. Многое с тех пор разрушено, многое перестроено, монастырь до сих пор восстанавливается на деньги из федеральной казны, потому как имеет статус охраняемого государством памятника культуры. Монахи сетуют, что ремонт идет очень медленно, стараются подстегнуть темпы восстановления за счет собственных монастырских средств, хотя сами стены обители и не принадлежат церкви. В собственности монастыря находится только сама Тихвинская икона Богоматери. Как-то это неправильно ...

Но первое, что смутило нас внутри монастыря было поведение местной юродивой. Дебелая баба лежала на спине, раскинув руки, и о чем-то беседовала с небесами. Погода была прекрасная, солнышко еще не зашло, и многие с удовольствием улеглись бы рядом на газоне, отдыхая с дороги. Однако долго прохлаждаться она не стала, встала и обратилась к нам выясняя, кто из нас беременный. Как оказалось, грехами. Не признать такую «беременность» для поломников было бы странно. Тем кто не раздумывая, ответил утвердительно, она тут же стала вручать авторучки в подарок, чтобы было чем грехи свои записать, дабы не позабыть. И может быть было за благо получить такой подарок, но некоторые опытные паломницы предостерегли остальных от опрометчивого шага. По их мнению подарочки то заговоренные, а хитрая баба хотела свои грехи вместе с авторучками и конфетками передать нам и без того грешным. Все как один от таких подарочков открестились и чинно двинулись в храм, а юродивая, видимо с досады, бухнулась в обморок, теперь уже не на газон, а прямо посреди каменной дорожки. Сердобольные поломники решили ее реанимировать, вызвав на всякий случай охрану, но все обошлось. На следующий день мы вновь встретили ее в добром здравии, если такое определение уместно для душевнобольной, отчисленной, по ее же словам, из психиатрической лечебницы за нарушение режима. Теперь она уже некоторых из нас знала в лицо и принимала за своих, не церемонясь засовывая бумажные иконки за воротник, тем кто отказывался их брать в подарок.

Погода резко изменилась, небо затянуло серой облачностью. Маковки церквей окрашенные в цвет этого северного неба хмуро взирали на нас, вновь бредущих вдоль монастырских стен, словно вопрошая: «Что ты здесь ищешь человече? Чудес или прощения грехов?! Сколько вас здесь перебывало, а греха в мире не поубавилось. Что толку от этого поломничества?» И только внутри храма, у иконы Божьей матери, читая акафист, можно было отогреться: «Эх, матушка, кабы и нам хоть толику сыновней любви! Дабы пронести ее через всю свою жизнь, и чтобы хоть кто-то мог и ею согреться. Ан нет! Раздражаемся, негодуем, осуждаем...»

К вечеру третьего дня, преодолев еще пару сотен верст, прибыли поломники в окрестности Лодейного поля, в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь, к месту служения, трудов и духовных подвигов преподобного Александра Свирского, единственного из русских святых удостоенного явления Святой Троицы: «Однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для неё». (Димитрий Ростовский. Жития святых.)

Чудесным образом мощи святого сохранились до наших дней. Не смотря планомерную борьбу большевиков с «культом мощей», различные мистификации и откровенную ложь. В 1918 году некто Кантер, председатель Олонецкого Губчрезвычкома, реквизировавший мощи преподобного, подписал акт осмотра, где утверждалось, что в раке хранится восковая кукла.

Многие из нас видели восковые фигуры в музеях России и за рубежом, выполненные искусными мастерами с применением современных технологий. Здесь же своими глазами сподобились узрить, а некоторые и прикоснуться к святым мощам, о чем и свидетельствуем.

Мощи вернулись в обитель стараниями инокини Леониды, которая в миру после окончания Ленинградского государственного университета на протяжении 30 лет занималась исследовательской работой в области биологии клеток и тканей человеческого организма, она - кандидат биологических наук. По отрывочным архивным данным разыскала Леонида мощи святого в музее анатомии ВМА (ранее фундаментальный музей анатомии при бывшей Императорской Академии Санкт-Петербурга), где такие подвижники, как академик В.Н.Тонков сохранили святыню, сделав все, чтобы сокрыть их от советских властей. Это был единственный «экспонат», который не имел инвентарного номера, его прятали, мощи как-бы затерялись.

Но сейчас поклониться мощам преподобного Александра Свирского могут сотни православных поломников со всех концов России, мужи и жены, юноши и девы, больные и убогие. Так и мы помолились у раки святого, каждый о своем, но с общим благоговением и благодарностью Господу, что являет нам чудеса, через святых своих, укрепляя нас в вере. Подай Господи, по молитвам святого преподобного Александра Свирского, исцелиться от недугов наших душевных и телесных. «Верую, Господи! Помоги моему неверию.» (Мк.,9,24)


 

Категория: Наши паломничества | Добавил: admin (08.09.2013)
Просмотров: 1121 | Рейтинг: 2.6/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]