Главная » Статьи » Закон Божий

Догматическое обоснование иконопочитания

Церковь создала новое – как по содержанию, так и по форме – искусство, которое в образах и формах материального мира передает откровение мира Божественного, делает его доступным созерцанию и разумению. Искусство это развивалось вместе с богослужением. И так же, как и богослужение выражало учение Церкви, соответствуя слову Священного Писания. Икона содержит и проповедует ту же истину, что и Евангелие, приравнивается к Священному Писанию и Кресту как одна из форм откровения и богопознания. Церковное искусство по самому существу своему является искусством литургическим. Литургичность его не в том, что образ обрамляет богослужение или дополняет его, а в их совершенном соответствии друг другу. Таинство действуемое, и таинство изображенное едины как внутренне, по своему смыслу, так и внешне – по той символике, которая этот смысл выражает. Церковь придает образу величайшее значение. Но, поскольку икона есть образ, она не может быть единосущна первообразу; иначе она была бы не изображением, а самим изображаемым, имела бы с ним одну природу. Икона как раз тем и отличается от своего первообраза, что имеет другую, отличительную от него природу. В этом и заключалась коренная разница между иконопочитателями и иконоборцами. В представлении иконоборцев образ единосущен первообразу. Почитателям же святых икон ничего не было более чуждо, чем отождествление иконы с изображенным на ней. Для православного сознания очевидна возможность одновременного различия и тождества. Изображая Ипостась воплощенного Бога Слова, икона свидетельствует о непреложности и полноте Его воплощения; с другой стороны, мы исповедуем этой иконой, что изображенный на ней «Сын Человеческий» есть воистину Бог, - (Бого) откровенную истину. Поэтому литургическое искусство есть не только наше приношение Богу, но и одна из форм, в которых совершается встреча Бога с человеком. Через воплощение Сына Божия человек получает возможность не только восстановить содействием благодати Святого Духа свое подобие Богу, но и изъяснить свое благодатное бытие другим в словесных и иконописных образах. Отсюда та органическая связь, которая существует в Православной Церкви между почитанием икон и почитанием святых иконография святых отличается необычайной устойчивостью: в ней сказывается не только желание сохранить освященный традицией образ, но и потребность не прерывать живую связь с изображенным на иконе лицом. Поэтому, передавая обязательно род служения святого (апостольского, святительского, мученического, т. п.), икона с особой тщательностью воспроизводит характерные отличительные его черты. При этом личное, индивидуальное часто дается лишь в тонких оттенках. Поэтому иконы, когда их много, производят на постороннего человека впечатление однообразия и даже некоторой шаблонности. Характерно, что то же впечатление остается и при поверхностном чтении житий святых. Как в иконе, так и в житии на первый план выступает не индивидуальность, а особого типа сходство – типическая верность первообразу. Обычно верность первообразу такова, что церковный православный человек без труда узнает на иконе чтимых святых, не говоря уже об иконах Спасителя и Божией Матери. Если даже святой верующему незнаком, то он всегда скажет, к какому чину принадлежит изображенный на иконе: преподобный ли он, мученик, святитель и т.д. Задача иконы состоит не в том, чтобы вызвать в верующем то или иное естественное человеческое переживание, а в том, чтобы направить на путь преображения всякое чувство, разум и все другие свойства человеческой природы. Икона, таким образом, и путь, и средство; она – сама молитва. Преображение человека сообщается всему его окружению, ибо свойство святости – освящение всего окружающего. В соответствии с этим все, что изображается на иконе, отражает не беспорядок нашего греховного мира, а Божественный порядок покой, где царствует не земная логика, не человеческая мораль, а Божественная благодать. Поэтому то, что мы видим на иконе, не похоже на то, что мы видим в обыденной жизни.

Категория: Закон Божий | Добавил: admin (29.05.2013)
Просмотров: 928 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]