Машкинское шоссе в 1976 году. На месте, где сегодня стоит храм, можно видеть старые домики. Машкинского кладбища еще нет.
В сельце Машкино исторически никогда не было храма. Архивные документы не оправдали наших ожиданий. Было сельцо по соседству с Куркиным. В 1584 году нашлось первое упоминание о «пустоши, что было сельцо Машкино». Владели им Воротынские, Голицыны и Долгорукие, владели Меньшиковы. Немудрёное владение. Семь дворов и четыре пустых двора. «Пруд без рыбы». Были радости и горести, людские судьбы, переживания. Рождались, крестились, старались соблюдать заповеди Божии по мере сил, и уходили, чтобы продолжать жить в дальше, в Вечности. Крестьяне сельца Машкино принимали участие в войне 1812 года. Имена их чудесным Промыслом пришли к нам сквозь время. За них теперь совершается молитва. К 1927 году население деревеньки насчитывало 132 человека. Пережили коллективизацию. По обычаю того времени, был здесь и колхоз «Труженик», и совхоз «Путь к коммунизму». Во второй половине 1980-х годов сельцо практически прекратило свое существование. Некоторое время о нем напоминали брошенные сады и земля усыпанная яблоками. Появилось кладбище. И тут бы и ушло все в небытие, и в людской памяти остались бы
только многоэтажки из стекла и бетона, но Господь вновь вдохнул жизнь в это место.
6 мая 2003 года архиепископ Можайский Григорий (+25.02.2018) совершил Чин на закладку камня в основание Церкви.
Архиепископ Можайский Григорий совершает Чин на закладку камня в основание Церкви.
Блаженной памяти митрополит Антоний (Блум) говорил, что когда мы строим храм, то мы совершаем нечто, выходящее за рамки видимого значения этого факта постройки. Богом созданная земля стала ареной человеческого греха. Вспомните времена гонений. Да и сегодняшнее время говорит о многом. На земле нет места, которое не было бы запятнано кровью. И вот митрополит Антоний открывает глубокий смысл постройки храма: строя храм мы отвоевываем для Бога частицу этой обесчещенной земли.
Наконец, 25 сентября 2004 года совершилось главное: малое пространство около Машкинского кладбища сделалось особым местом для молитвы, местом, принадлежащим Богу. В этот день, в этом месте была впервые совершена Божественная Литургия. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий в сослужении большого числа духовенства.
Архиепископ Можайский Григорий совершает освящение храма.
Главным архитектором храма стал руководитель Архитектурно-художественного центра Московской Патриархии Андрей Николаевич Оболенский. По его проекту и был построен храм в стиле древних русских зодчих. Соединение лаконичной простоты новгородских церквей и изящества владимиро-суздальских выигрышно сочетается в архитектуре храма, делает его нарядным и изящным. Фасад храма украшает «каменная резь», так в старину называлась резьба по камню. Сюжетные мотивы отсутствуют, главное место занимает орнаментика: изображение византийского Креста, райских животных и растений. По размеру храм небольшой, но очень уютный. Над внутренним убранством работали иконописцы мастерской «Палехский иконостас» и иконописец Владимир Гурьев. Украшенный позолотой резной иконостас выполнен из ценной породы африканского дерева.
Начался процесс становления. Начали появляться люди. Через два года сложился небольшой по численности, но крепкий приход. Крепкий, потому, что этот костяк был на всех службах, мы вместе трапезничали, обсуждали разные события, совершали паломничества, помогали тем, кто не может сам прийти в храм. После воскресной литургии всегда были совместные трапезы, и это реальная возможность пообщаться между собой и со священником, задать батюшке вопросы. Мы хорошо помним, как появились все первозванные: Александр Рохлин с семьей, Юлианна Георгиевна, Галина Феодоровна, Валентина Смоленцева, Александр Карачаров с семьей, Зинаида Андреевна, Ирина Королева, Валентина Леонидовна, Димитрий Винокуров, семья Добриных, и еще многих мы не назвали. В 2006 году мы решили собираться для бесед не только за воскресными трапезами, но и за чтением Евангелия. Так у нас на приходе стали проходить Евангельские чтения. Каждую среду в 19 часов вечера, после рабочего дня, мы собирались в сторожке храма, читали Евангелие, молчали, потом ребята задавали вопросы батюшке, и мы вместе искали на них ответы, читали толкования и святых отцов. Потом было чаепитие, и разговоры. Иногда задерживались, расходились затемно.
Стараниями благодетеля храма Евгения Ивановича Федоркова, и архитектора Сергея Григорьевича Гончарова в период с 10 ноября 2013 года – по 25 сентября 2014 года была воздвигнута звонница палатного типа. Люди оставляли пожертвования и писали свои имена и имена своих близких прямо на стенах строящейся звонницы. Благодарим всех, кто жертвовал средства на постройку, — построили всем миром. Архитектор Сергей Григорьевич Гончаров постарался сделать так, чтобы здание звонницы по внешнему виду было похоже на храм, и это ему удалось: звонница гармонично вписалась в храмовый ансамбль. Звон включает девять колоколов. Над его составлением, чертежами, подбором звукового ряда трудился старший звонарь Данилова монастыря Москвы, руководитель Даниловского колокольного центра иеродиакон Роман (Огрызков). Звонарь по призванию, увлеченный изучением колокольных звонов еще с подросткового возраста, участвовавший в знаменательном событии возвращения из Гарварда Даниловских колоколов, отец Роман творчески подошел к созданию звона нашего храма. Он лично контролировал процесс отливки и подвеса колоколов. Колокола отливали в Тутаеве (Романове-Борисоглебске) в мастерской Владимира Александровича Шувалова. Мастер работает по старинной технологии с использованием высококачественной природной глины. По этой технологии отливали все дореволюционные колокола. «Современным колокольным литейщикам легче и проще использовать различные новые «быстрые» химические компоненты (заменители глины), которые облегчают работу и ускоряют процесс. Однако это крайне отрицательно влияет на качество колокольной бронзы, а соответственно и на звучание колоколов. Ведь колокольное литье – это не отливка каких-либо заготовок или деталей, колокольное литье – это отливка музыкальных инструментов!» — считает Владимир Александрович. Работа с глиной – процесс более трудоемкий и долгий, да и грязи много, однако оно того стоит. Потому что после такой кропотливой ручной работы колокола поют красивыми и глубокими голосами.
25 сентября 2014 года, на десятилетнюю годовщину Великого освящения храма богослужение возглавил благочинный Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин. По окончании богослужения он совершил освящение звонницы и колоколов.
В 2016 году завершился процесс росписи храма. Храм расписывали постепенно. Сначала была сделана роспись в куполе. Затем расписали барабан, потом притвор, Алтарь, и наконец – паруса и стены. Расписывал ярославский художник-иконописец Александр Петрович Ерашов. В парусах были написаны фрагменты жития мученика Уара. По периметру вязью идет фрагмент стихиры, поемой на Великой Вечерне, 7 гласа: «Презрел еси славу маловременную и красоту юности преобидел еси…».
9 сентября 2012 года, в воскресенье, в год 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, наш приход принял участие в освящении памятника в честь крепостных крестьян-ополченцев деревни Машкино. Памятник был установлен на пожертвования жителей района Куркино в парке «Долина реки Сходни». Житель Московского района Куркино, подполковник в отставке, член Союза писателей России Виктор Яковлевич Коростышевский, принявший участие в создании памятника, провел кропотливую работу в архивах. Благодаря ему были найдены имена крестьян-ополченцев сельца Машкино, которые принимали участие в Бородинском сражении. Все имена вписаны в Синодик храма.
В нашем храме сложилась многолетняя традиция совершать паломничества по святым местам. Каждый пост мы отправляемся в дорогу, на машинах. Есть возможность побыть вместе, кому-то наконец пообщаться, кому-то побезмолвствовать и углубиться в молитву.
На приходе действует детская Воскресная группа и Театральная студия, в спектаклях которой принимают участие дети и взрослые.
В заключении скажем, что Приход – это семья. Именно семья подготавливает человека для большой жизни, для длительного земного странствия.