Молитва о некрещеных

Храмовая икона мученика Уара

«Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим находила возможность молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом, и прославляющим страдания святого. Этот канон предназначается главным образом для тех, чьи ближайшие родственники или предки скончались вне общения с Православной Церковью. Кроме того, по-видимому, имеется ввиду и то, что каждый из православных имеет отдаленных предков, умерших вне Православной Церкви, о которых, как о своих прародителях, подобает печаловаться. В соответствии с этим в каноне испрашивается предстательство святого мученика пред Господом о прощении и пременении праведного Его гнева огорченным темнаго зловерия ради наших прародителей, в нечестии, инославии и даже в поганстве умерших, («поганый» на древнерусском языке – язычник). Причина, по которой именно к мученику Уару обращаются с подобной молитвой, та, что он о роде Клеопатры дивныя умолити возмог начало нашему подвигу (т. е. молитвенному обращению к мученику Уару) – Клеопатрина ради прощения (по-видимому, предполагается прощение языческим предкам ее). Отсюда убо виновныя восприяхом возставити тя на молитву. Аще молишися за весь мир, великомучениче, и не престаеши прося всем милости и всяким сущим всеобразным преступником и люто Владыце досадившим и досаждающим иже мертвыми делы себе до конца умертвившим и ничтоже от мертвых (т. е. ставших ничем не лучше мертвых), яко во зло успевающим такожде, их страстотерпче, предстани и о наших умерших сродницех … припадая ко Господу, да простит и помилует, иже во тьме сидящия. Если пророк поет милости Господни возвести, то и мы веруем, что неоскудны щедроты Его и до ныне, и поэтому просим Его: «Агнче Божий, пречистою Твоею Кровью нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моления услышавый, Мефодия со многими и Макария приемый прошение, и отраду и избаву зловерным подавый умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнувый, — приими убо Владыко с ними и славнаго Уара и моитвами их, от нас воспоминаемых, прости и помилуй». «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках, и это приносило им отраду. Синаксарь субботы мясопустной повествует о том, что святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за нах милостыню»». Из книги святителя Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви».

Чудотворный образ святого мученика Уара 18 века. Находится в нынешнем приделе Святого в Архангельском соборе Кремля

Придел, посвященный Святому мученику Уару в Архангельском соборе Московского Кремля, вновь открылся для посещения 5 июня 2008 года, после «вынужденного» девяностолетнего перерыва. История этого Придела уходит в глубину веков, когда в далеком 1543 году в стариннейшей, построенной еще в 12 веке церкви Иоанна Предтечи «На Бору», в память о рождении 19 октября 1582 года младшего сына Царя Иоанна IV Царевича Димитрия, был освящен Придел в память Святого мученика Уара. Божиим Провидением было устроено так, что день появления на свет любимого народом, а позже убиенного и прославленного во святых Царевича Димитрия совпал с днем празднования памяти этого великого святого! Поэтому ни для кого не покажется удивительным то, что с самого дня освящения Престола и вплоть до XX века почитание святого мученика Уара в Кремле сопровождалось особой народной любовью среди всех благочестивых сословий: ведь ему молились на Руси о здравии малолетних детей! Но время шло, и к середине ХIХ века древняя Иоанно-Предтеченская церковь обветшала. В 1848 году ее главный Престол был перенесен в Боровицкую башню, а Придел мученика Уара — в северо-восточную часть Архангельского Собора, в специально построенный для этого святого придельский храм. Здесь же был устроен и иконостас с его иконами, среди которых — особо чтимый церковным народом чудотворный образ мученика Уара начала ХVIII века. Москвичи притекали к этому образу с больными детьми в ожидании милости Божией и исцеления деток по молитвам святого Уара.

За молитвенной помощью к Святому мученику Уару христиане обращались издревле. Ему были составлены два канона, один из которых прославляет его страдания за Христа, а второй являет предстательство Святого за умерших некрещеными. Оба канона были переведены с греческого языка и помещены в Минее. В наши дни канон за умерших некрещеными можно встретить в богослужебных книгах восточных поместных церквей. В нем собраны жемчужины Священного Предания. В каноне мученику Уару мы встречаем упоминание о подвижнике V века преподобном Макарии Египетском, о святителях Иоанне Златоустом и Василии Великом, а также о других святых, которые писали о том, что Господь не воспрещает молиться за некрещеных (умерших в иноверии).

В житии преподобного Макария Египетского приводится описание следующего события: «Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовою палкою, которая была у него в руке, к черепу, – череп издал из себя голос. Старец сказал ему: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты – авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение».

Из Священного Писания нам известно, что и сам Господь принимал участие в судьбах людей, далеких от веры израильского народа. «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». (Мф. 25: 5-13). Мы видим, что Господь через евангелиста Матфея говорит нам о том, что и в Израиле Он не встречал такой веры, какая была у этого язычника.

В Евангелие также рассказывается и о некой хананеянке, которая просит Господа об исцелении своей бесноватой дочери: «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». (Мф. 15:21-28). Господь устами этой язычницы — хананеянки предуготовляет нас к тому, что у Него возможно спасение и для тех, за кого мы неотступно молимся горячей молитвой.

Традиция совершения канона мученику Уару за умерших некрещеными входит в обиход верующих со времен святого Патриарха Ермогена, принявшего мученическую кончину за веру в 1612 году. Шляхта, поляки, шведы, литовцы… Оккупанты приносили в наше Отечество смерть, голод, болезни и эпидемии. Они разрушали храмы, разоряли монастыри… Из-за этого много детей умерло некрещеными, и Святой Патриарх Ермоген благословил совершать канон за умерших без Святого Крещения.

Ныне, по прошествии долгих безбожных десятилетий, в нашей стране вновь появилась насущная потребность в такой молитве. Стремление и просьбы людей молиться за своих близких, умерших некрещеными – проявление любви: ведь невозможно на Литургии молиться за тех, кто не стал частью Церкви. Некрещеных не поминают на Проскомидии; мы не можем отпевать таких людей или поминать их на панихиде; но, как видно из Церковного Предания, мученик Уар почитается молитвенником за умерших некрещеными. И это дает нам возможность молиться ему о таких людях.

Практика совершения канона показывает, что молитва святому мученику Уару спасительна, и, прежде всего, для живых, в особенности – тех, кто впервые переступает порог храма. Молиться «на канон» приходят люди самых разных сословий. Многие из них не воцерковлены. Но они преисполнены любви к своим близким, ушедшим в Вечность. И некоторые из них не находят успокоения, пока не обретут молитвенного общения со своими усопшими. Люди много рассказывают друг другу о близких – о том, какие это были достойные люди, как совершали они добрые поступки по расположению сердца, как много трудились и служили ближним… Некоторые даже умирали ради спасения жизни других, исполняя таким образом закон Христов. Пришедшие к святому мученику Уару – люди искренние, и молятся они ревностно. Переступая порог храма невоцерковленными людьми, они постепенно познают любовь Божию и начинают видеть, как Промысл Божий действует в их жизни; постепенно начинают причащаться, участвовать в Церковных Таинствах, их души и сердца меняются, становятся чище… Через своих некрещеных родственников они становятся частью Церкви. Их обретает Бог, а в сердце своем они и сами обретают Господа.

Плоды молитвы получают не только молитвенники, но и ушедшие в Вечность. Многим своим близким они являются в тонком сне. Кто-то из них просит молитв, кто-то благодарит и говорит, что получил облегчение… Однажды появились люди и рассказали, что пришли заказать поминовение, потому что умерший явился во сне и напомнил, что срок предыдущего поминовения уже закончился. Бывали случаи, когда родственники не знали, крещен ли усопший. Тогда подавали записки на канон, молились – и получали информацию о том, что человек был крещен. И такие события повторяются очень часто.

На нашем сайте в разделе «Два канона мученику Уару» вы найдете тексты канонов Святому мученику Уару. Оба канона совершаются в нашем храме. Заупокойный канон мы совершаем каждое воскресенье на Малом Повечерии в 16 часов. Канон, который прославляет мученический подвиг воина Уара, всегда читается на Утрене в день памяти Святого 19 октября (1 ноября по новому стилю). Оба канона можно совершать келейно. Многие люди хотят молитвенно поблагодарить святого мученика Уара; для этого мы помещаем второй канон, прославляющий его страдания за Христа. Его вы можете найти в разделе «Два канона мученику Уару». Многие люди заказывают поминовение в храме, но это можно сделать и удаленно. Все реквизиты с объяснением вы можете найти в разделе «Реквизиты храма».